Московский Метрополитен в 90-е годы


(Схема Московского метро, 1990 год)

В эти не простые 90-е годы конца XX века после медленного развала Советского Союза новое Российское правительство Москвы получило в наследие огромный с действующей инфраструктурой метрополитен и музей былой Советской власти в одном, а также целый пакет нереализованных проектов по развитию московского метро. Это введение полно действующей Серпуховской линии метро, начатое строительство новой Люблинской линии метро и проекты так и нереализованных новых станций и линий метро, оставшихся только на бумаге.

Все же еще при действующем СССР в 1990 году были открыты станции на Калужско-Рижской линии "Битцевский парк", которая стала станцией с самым низким пассажир-потоком во всем Метрополитене, а также открытие станции "Улица Подбельского" на Сокольнической линии. Также 1 марта 1991 года было открыто движение по 8,5 км участку Серпуховско-Тимирязевской линии от станции "Савеловская" до станции "Отрадное". Следующие новые станции метро будут уже открыты во времена нового Российского государства.

Начало 90-х годов ознаменовались небывалой по размерам культурной социальной революцией, временем перемен и сменой образов уклада и  жизни всей страны. Началась эпоха возврата к прежним старым историческим временам, еще до прихода советской власти. Были уничтожены многие духовные ценности советского периода, памятники Ленина, названия улиц и возрождались церкви, храмы, символики старой Российской империи. Особенно, это коснулось столицы России - Москвы.  Улицам, площадям стали возвращаться их прежние старые исторические названия.

Это же коснулось и станций Московского метрополитена. Были переименованы многие станции, вслед  переименованных над ними улиц. Вот некоторые из них:

  • "Кировская" — "Чистые Пруды"
  • "Дзержинская"— "Лубянка"
  • "Площадь Ногина"— "Китай-город" (обе станции)
  • "Проспект Маркса"— "Охотный Ряд"
  • "Площадь Свердлова"— "Театральная"
  • "Горьковская"— "Тверская"
  • "Калининская"— "Александровский Сад"
  • "Колхозная"— "Сухаревская"
  • "Щербаковская"— "Алексеевская"
  • "Ленино"— "Царицыно"

Несмотря на финансовые трудности в тот период, продолжилось строительство станций метро, хоть уже с меньшими, чем раньше темпами. 31 декабря 1992 года был введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимерязевской линии от станции "Отрадное" до станции "Бибирево", затем в 15 июля 1994 года линия была продлена до станции  "Алтуфьево", где соединила с центром огромные спальные районы города.


(Со второй половины 90-х появились новые таксофоны, принимающие, ноу-хау того времени, магнитные карты)

В Московском метрополитене появилась самая маленькая линия метро, всего 3 станции. 20 ноября 1995 года небольшое ответвление на Замоскворецкой линии от станции "Каширская" до станции "Каховская" стало самостоятельной линией с курсирующими поездами под названием "Каховская".


(Это годы максимально простого минимализма в архитектуре метростроения. Вестибюль станции Волжская)


После долгого строительства 29 декабря 1995 года наконец-то был введен в эксплуатацию первый участок, протяженностью 12,1 км, новой Люблинской линии метро от станции "Чкаловская" до станции "Волжская", линия получила салатовый цвет на карте метро. Через год линия был введен следующий участок, протяженностью 5,4 км от станции "Волжская" до "Марьино", а в 1999 году была открыта станция "Дубровка" (перовое название в проекте было очень длинным "Шарикоподшипниковская").


(Схема линий Московского метро, 1998 год)

Станцию "Дубровка"вместе со всей линией открыть не смогли из-за сложных водонасыщенных грунтов. Водные течения никак не поддавались глубокой заморозке, применяемой при строительстве, так как предприятия находящиеся наверху спускали "горячие воды", которые подогревали и без того сложные водные потоки под землей. Все это время поезда проходили без остановки. Что интересно, кризис 1998 года "сыграл на руку" метрострою, когда предприятия закрылись и к подземным водным грунтам удалось применить глубокую заморозку.


(Метросостав Яуза 81-720)

Именно, на Люблинской линии с 1998 года начал эксплуатироваться новый метропоезд "Яуза 81-720", который разрабатывался еще с 1991 года. Правда, заменить другие поезда на других линиях метро ему не удалось, так как "Метровагонмаш" уже разрабатывал и готовил к серийному выпуску на 2003 год более комфортный и современный метропоезд "Русич". А пока не такой, как все привычные метропоезда "Яуза 81-720", выглядел, как унылый герой какого-то фантастического фильма про роботов или отдаленно напоминал стальные поезда американского "сабвэй".


(Интерьер вагона метропоезда "Яуза 81-720")

После 1995 года из-за серьезных недостатков финансирования новые линии метро не прокладывались, новых станций почти не появлялось на карте метро. были открыты только вторые выходы на станциях "Белорусская-кольцевая" и "ВДНХ".


(Старые туриникеты метро, принимающие монеты и жетоны в Политехническом музее)

В течении всех 90-х годов оплата за проезд, как и способ прохода в Московском метрополитене неоднократно менялись. Сначала 5-копеечные турникеты были переделаны под прием 15-копеечных монет, а затем под металлические жетоны. Позже металлические жетоны было решено заменить на более дешевые пластмассовые, которые были полупрозрачными и зеленого цвета.


(Металлический жетон 1992 года, пришедший на смену пластиковый 1993 года и первый магнитный билет с 1996 года)

Еще с 1993 года в рамках эксперимента на станции "Проспект мира" были установлены два турникета, принимающие магнитные билеты, там же их продавали в кассах. первые бумажные билеты были с магнитной полоской, а с 1 сентября 1998 года были выпущены первые бесконтактные транспортные карты. И вот с 15 января 1999 года привычные жетоны выходят из продажи и 1 февраля их перестают принимать. Так Московский метрополитен перешел на пластиковые проездные билеты с магнитной полоской и бесконтактные транспортные карты.



Комментарии