Архитектура Москвы 90-х годов

Девяностые годы XX века – время резких перемен не только в политической жизни нашей страны. Вместе со сменой власти рушатся семидесятилетние моральные и социальные устои общества советского периода. Народ пребывает в эйфории от ощущения свободы. Происходит кардинальный поворот в осознании советских «идолов». Общественники, которые ратовали за сохранение и восстановление русских исторических памятников, традиций, облегченно вздохнули – «ветер перемен» вселял надежду.

Однако новое государство имело свой, часто безвкусный, еще чаще варварский взгляд на исторически сложившееся архитектурное наследие Москвы.

«Лужковский стиль»: новый архитектурный облик Москвы 90-х г.г.


(Заново построенные иверские ворота, а также реконструкция и возведение "нулевого" километра)

Начиная с 1992 года, Москву охватывает мощный строительный бум. Идет массовое сооружение современных зданий, восстановление исторических памятников. Получили новую жизнь Казанский собор и Иверские ворота.

Однако, вопреки ожиданиям, «новоделы» по большей части были выполнены с нарушением архитектурных традиций, с подменой строительных материалов, как например, Храм Христа Спасителя. Методы его восстановления были подвержены резкой критике со стороны общественности и архитектурных сообществ. Кроме сомнительного архитектурного решения и наличия парковки для автомобилей, фасад храма стали украшать бронзовые фигуры, которые в проекте и в оригинале были каменными. Бронзовые же преемники были выполнены самым «хитовым», обласканным мэром Москвы архитектором тех лет – З. Церетели.


(Памятник Петру I, вновь возведенный Храм Христа Спасителя, справа на заднем плане фабрика Красный Октябрь, здание которой впоследствии станет одним из многих  бизнес центров)

Эти имена, Лужков – Церетели, стали символом Москвы «новодельной». Первый придумывал проекты, второй – воплощал. В результате появился новый стиль, получивший название «лужковский», который пестрил безвкусным смешением архитектурных элементов, псевдоисторическими формами.

Изменение облика столицы: Москва «новодельная»


(Строительство первого крупного торгового центра в самом центре Москвы "Охотный ряд", располагающегося ниже уровня поверхности земли)

Архитектурный облик Москвы, складывавшийся в течение 850 лет, постепенно стал преображаться. Но вместо реставрации исторических памятников стала применяться реконструкция, частичная или полная, когда здание сносилось, а на его месте вырастал, по мнению большинства историков, муляж, абсолютно не соответствующий оригиналу.


(Один из многих примеров архитектуры Москвы 90-х годов, ТЦ "Наутиулус" на Лубянской площади )

Если в начале 20 века огромные офисные конструкции из стекла и бетона строились в отдалении от центра столицы, то уже к середине они стали соседствовать с ним. Широкое распространение получило уничтожение памятников старины для освобождения участка для строительства коммерческой недвижимости.


Объективно говоря, кроме «варварских захватов», были и позитивные моменты, которые с восхищением отмечали иностранные туристы и эмигранты, уехавшие из страны накануне «культурной» революции.

«Новая» столица


(Новые, порой нелепые безвкусицей торговые центры)

Город стал приобретать цивилизованный вид. Исчезли огромные, беспорядочно заставленные торговыми рядами рынки. На смену им пришли современные супермаркеты и бутики. Был восстановлен целый ряд религиозных храмов, МКАД стала символом нового времени.

Вместе с тем стилистические архитектурные противоречия стали обозначаться очень четко. Золотые купола церквей в соседстве с новомодными небоскребами выглядели по меньшей мере странно, а для многих – кощунственно.


(Сверху: ЖК "Галс Тауэр", ЖК "патриарх"; снизу: заправка вмонтированная в гараж на Олимпийском проспекте, реконструированный дом Союза архитекторов)

За период 1990 – 2000-х годов Москва потеряла около семисот памятников старины и сооружений советского периода. Среди них здание «Военторга», гостиница «Москва», дом Сухово-Кобылина, целый ряд архитектурных ансамблей на Манежной площади, Теплые торговые ряды.


(Характерный стиль архитектуры 90-х будет еще долго напоминать время "быстрых решений" и перестройки Москвы )

Нужно сказать, что тенденции, получившие свое начало в 90-х годах прошлого века, отмечаются и сегодня. Виной тому несовершенное законодательство, уничтожение исторических шедевров, не включенных в реестр охраняемых, нарушение охранной зоны, а попросту говоря, равнодушие застройщиков во имя тривиальной выгоды.



Комментарии