Культура и быт Москвы 70-х годов
В Москве 70-х годов, как и во всем Советском Союзе, был расцвет периода, позже названного застойным. Страна уверенно строила коммунизм под руководством партии, идеология проникала во все сферы жизни, оказывая влияние на культуру, быт и образ жизни москвичей. Престарелые партийные лидеры вручали друг другу медали, зачитывали длинные речи об успехах социализма, а простые москвичи теснились в коммунальных квартирах и терпеливо стояли в многочисленных очередях.
(Да! Ещё тогда, в 70-х на Садовом возникали пробки)
В Москве были сосредоточены основные книжные издательства, редакции газет, журналов, центральное телевидение, несшие государственную идеологию в народные массы. Любые зрелищные мероприятия – спектакли, концерты, выставки, также были под контролем властей.
(Не смотря на большое количество машин на улицах, частного транспорта почти ни у кого не было, поэтому и во дворах машины были единичны)
Столицу бесперебойно снабжали продукцией все союзные республики и области страны, московские магазины поражали воображение своим изобилием. Но и очереди повсюду были огромными, поскольку за покупками сюда приезжали со всех уголков СССР.
В условиях всеобщего дефицита основным способом приобретения качественных вещей или услуг было нужное знакомство - блат. В Москве брежневских времен самыми обеспеченными и уважаемыми людьми были заведующие магазинами, мясники, слесари автосервиса, официанты.
(Купались прямо в городе возле новостроек. На сниме улица Удальцова)
Руководство города тщательно ухаживало за немногочисленными туристическими объектами, главными из которых были мавзолей В.И. Ленина на Красной площади и ВДНХ.
А рядом с ухоженными центральными улицами и площадями Москвы были расположены целые кварталы с полуразвалившимися пустыми домами, свалками и заброшенными церквями со сбитыми крестами.
(Магазин "Мелодия" и кинотеатр "Октябрь" на проспекте Калинина, ныне Новый Арбат и кафе, вместо "Мелодии")
В те годы говорить открыто о проблемах и недостатках было не принято, можно было прослыть антисоветчиком и привлечь внимание вездесущего КГБ. Основная масса населения искренне верила в грядущий коммунизм и исключительную роль партии, но были и те, кто видел истину и не желал с ней мириться.
(В отсутствие компьютеров, еще не изобрели, задачки решались прямо на асфальте)
На 70-е годы прошлого века приходится достаточно высокий процент москвичей, эмигрировавших в Израиль и США – так называемая 3-я волна эмиграции. Многие уезжали в поисках материального благополучия и свободы творчества, некоторых выдворяли из страны насильно.
(Улица Кузнецкий мост в рабочий полдень)
Среди уехавших были представители творческой столичной интеллигенции – писатели Василий Аксенов, Владимир Войнович, драматург Александр Галич. В 1974 году в Германию был выдворен Александр Солженицин за свой лозунг «жить не по лжи».
(Так выглядел небольшой перерыв на обед между работой, в современное время "бизнес-ланч")
Настоящим кумиром молодежи был московский поэт, актер и бард Владимир Высоцкий, на его полу подпольные концерты и спектакли в театре на Таганке всегда собиралась масса народа.