А. П. Рябушкин "Московская девушка XVII века"

А. П. Рябушкин "Московская девушка XVII века"

Талантливый русский живописец А.П. Рябушкин создал свою картину «Московская девушка XVII века», дополнившей его обширный цикл полотен в жанре исторической живописи. Полотно, написанное маслом, датировано 1903 г. На тот момент художнику исполнилось 42 года, а уже на следующий год его творческая жизнь прервалась. Сегодня шедевр хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

История создания

К тому времени, когда началась работа над картиной «Московская девушка 17 века», художник был уже тяжело болен. Перед этим была завершена одна из его самых знаменитых работ «Свадебный поезд», экспонируемая в наши дни в Третьяковской галерее, на которой указан 1901 г. По словам самого живописца, замысел «девушки» возник именно тогда, в качестве наброска. Прорабатывая характеры героев «Свадебного поезда», он словно охватил взором все вокруг и заметил неподалеку красивую и юную москвичку, спешащую прочь по своим делам.


На заднем плане можно увидеть тот самый свадебный поезд, вдоль которого шествуют прохожие. Он устремлен к воротам церкви, но девушка не в числе званых гостей, а потому ее дорога лежит в другую сторону. Цветовое решение, настроение картины, да и выражение лица самой героини художественного полотна все указывает на то, сколь симпатична оказалась маэстро эта подсмотренная им сценка, пусть лишь в воображении.

Описание картины

На картине изображен солнечный зимний день. Голубоватый снег искрится на крышах домов, но на земле успел посереть, истоптанный ногами прохожих. Вокруг окраина Москвы, поскольку высоких строений нет, а церквушка выглядит скромно, совсем не как крупные столичные храмы. На это же указывает покосившаяся желтоватая изгородь вокруг нее. Шумных толп на улице нет, что не удивительно для окраины никогда не спящего города.

По дороге целеустремленно движется девушка в алой шубке и высокой меховой шапке, кутающая ладони в уютную муфту. Она не очень богата, но и не простая горожанка. К слову, в столице XVII в. и не мог селиться простой люд. Об этом рассказывает девичий наряд, добротный и дорогой, но без вычурных украшений. Полы шубки развеваются вслед за лентой в длинной косе, что только подчеркивает стремительность ее шага. На ножках золотистые сапожки на каблучках, значит, цель прогулки – не далека.

Интересно наблюдать за эмоциями героини. Ее осанка одновременно горделива и кокетлива. Носик дерзко вздернут, но ресницы благопристойно опущены вниз. Губы плотно сжаты и на них не видна даже тень улыбки. Мороз успел покусать ушки и щечки, но кожа на лице и шее поражает белизной, соперничающей со снегом вокруг. Все это только подтверждает – перед нами вовсе не простая горожанка. И она действительно гордится собой, местом, где она живет.

Художественные приёмы

Главной целью художника было передать красоту русской женщины, и все в картине направлено на выражение этой мысли. Белый фон, контрастирующий с нарядом, выдвигает стройную фигурку не просто на первый план, но создает ощущение полета. Рябушкин смог создать по-настоящему живой образ, полный эмоций и энергии. Такой красавице хочется обернуться вслед и удержать в памяти ее милый облик.

Категория: 


Комментарии